Поддержка

Система ABS и её производные

По меньшей мере 40% ДТП с тяжёлыми последствиями происходят в результате потери управления автомобилем при торможении или во время манёвров. Исследования показывают, что штатное оснащение автомобилей системами активной помощи водителю позволяет снизить количество трагических последствий ДТП на 80%.

Современные массовые автомобили, зачастую, имеют на борту сразу несколько систем активной безопасности, ведущей из которых является ABS.

 ABS (Antilock Braking System / Антиблокировочная система тормозов) - предотвращает блокировку колёс автомобиля при торможении. Основное предназначение этой системы в том, чтобы в процессе торможения предотвратить потерю управляемости автомобиля и минимизировать вероятность его неконтролируемого скольжения. Система ABS была разработана компанией BOSCH и впервые появилась на серийном Mercedes-Benz S-klasse W126 в 1979 году. Эта система сразу после своего официального дебюта стала распространяться по миру благодаря неоспоримым преимуществам, которые получают оснащённые ей автомобили. Сейчас системой ABS оснащается комплектуется большинство новых легковых автомобилей, выпущенный в мире, а также грузовые автомобили и даже мототехника. В Европе эта система стала обязательной в производстве с 2004 года.

В спецификациях современных автомобилей часто можно увидеть такие обозначения - EBD + BA + ASR + ESC. Всё это дополнительные системы активной помощи водителю, созданные на базе ABS. Рассмотрим их подробнее.

 EBD (Electronical Brake force Distribution / Система распределения тормозных усилий) - дозирует интенсивность торможения для каждого колеса, с учётом внешних условий. Система EBD увеличивает эффективность и безопасность торможения в повороте или на “миксте” - в ситуации, когда под правыми и левыми колёсами автомобиля оказываются покрытия с разными коэффициентами сцепления. Технически, EBD является дополнительным алгоритмом работы ABS и не требует собственного оборудования.

 BA (Brake Assist / Система помощи при экстренном торможении) - увеличивает давление в тормозной системе в экстренной ситуации, помогая максимально эффективно использовать возможности ABS, EBD и ESC. Сигналом к началу работы Brake Assist является резкий удар по педали тормоза - измеряется именно ускорение движения педали, а не сила нажатия, которая из-за испуга или особенностей физиологии водителя может оказаться недостаточной для экстренного торможения. Система Break Assist предполагает наличие датчика скорости перемещения штока вакуумного усилителя тормозов и электромагнитного привода этого самого штока, который активируется по команде блока управления тормозной системой (как правило, встроен в электрогидравлический блок ABS).

 ASR (Automatic Slip Regulation / Противобуксовочная система) предотвращает проскальзывание колёс при разгоне в условиях недостаточного сцепления колес с поверхностью дороги. Классический трэкшн-контроль ограничивал пробуксовку колёс только уменьшая подачу топлива, но современные системы также могут выборочно притормаживать одно или несколько ведущих колёс, имитируя работу самоблокирующихся дифференциалов. Электронная блокировка дифференциала может имеет обозначения EDS, XDS и пр., в зависимости от автопроизводителя. ASR требует для своей работы высокопроизводительный насос обратной подачи, обеспечивающий давление в тормозной системе без воздействия водителя на педаль тормоза - такой насос вместе с дополнительными управляющими клапанами интегрируется в систему ABS.

 ESC (Electronic Stability Control / Система стабилизации курсовой устойчивости) - мощный инструмент активной безопасности современного автомобиля, который объединяет в себе ABS, EBD, BA, EDS и ASR, а также обладает дополнительными функциями. Для обеспечения функционирования ESC к вышеозначенным системам добавлены датчик угла поворота рулевого колеса и трёхкоординатный акселерометр. Остальные отличия заключены внутри электронного блока управления.

Система стабилизации ESC срабатывает в опасных ситуациях, когда возможна или уже произошла потеря управления. Большинство аварий происходит, когда транспортное средство движется за пределами тягового усилия (силы сцепления) шин, например, движение по скользкой дороге или прохождении поворотов с превышением разумной скорости. При помощи датчиков ESC отслеживает момент, когда превышен безопасный порог ускорения или когда шины начинают терять сцепление с дорогой, и, снижая тягу двигателя и управляя тормозными усилиями на каждом колесе, позволяет стабилизировать траекторию движения и удержать управление автомобилем под контролем. Как правило, алгоритм работы современных систем стабилизации курсовой устойчивости предполагает их срабатывание в критической ситуации, даже если система была принудительно отключена при помощи специальной кнопки. “Выключение” системы водителем просто сдвигает порог срабатывания электроники, позволяя, например, выбраться из сугроба или немного поездить в управляемом скольжении.

Система стабилизации курсовой устойчивости у разных автопроизводителей может называться по-разному: ESС (Electronic Stability Control), ESP (Electronic Stability Program), DSC (Dynamic Stability Control), VDC (Vehicle Dynamic Control) и даже PSM (Porsche Stability Management), но технические характеристики и алгоритмы работы при этом схожи или вовсе не отличаются, так как поставщиков-производителей данных систем в мире можно пересчитать по пальцам

ESC по праву можно считать наиболее эффективной системой, позволяющей сохранять управление автомобилем под контролем. Система ESC способна компенсировать ошибки водителя, нейтрализуя скольжения и сохраняя заданную траекторию движения.

Ремень безопасности 21-го века?

В автомобилях с системой ESC риск фатальной потери контроля меньше в два раза, и риск опрокидывания снижен на 80%. Эксперты единодушны в признании того факта, что создание ESC является наиболее важным достижением в области автомобильной безопасности. Отметив значительное уменьшение количества ДТП, в США, Канаде и Австралии в конце 2000-х годов был принят закон, предписывающий наличие системы ESC во всех новых легковых автомобилях. В Евросоюзе введение системы ESC прошло поэтапно: для новых серий автомобилей и коммерческих транспортных средств - с 2012 года; оснащение всех новых автомобилей - с 2014 года. Компания Mercedes утверждает, что установка ESC в качестве стандартного оборудования привела к сокращению на 29% единичных аварий и уменьшению на 15% их общего количества. По данным Toyota количество аварий одномоментно снизилось на 30%.

Наличие системы ESC не должно вызывать эйфорию вседозволенности у водителя, и вот почему.

На то есть две основные причины:

  1. Эффективность ESC ограничена сцепными возможностями шин и состоянием подвески автомобиля. Если шины не обеспечивают заданный при проектировании автомобиля уровень сцепления с дорогой, это является нештатной ситуацией для алгоритмов ABS и ESP. Поэтому очень важно использовать шины рекомендуемого типоразмера и соответствующей сезонности.

  2. Корректность работы ESC напрямую связана с эффективностью работы подвески - за поддержание контакта колеса с дорогой отвечают в основном амортизаторы. Исправное состояние амортизаторов и их корректная настройка - основополагающее требование безопасности на автомобилях с ABS и ESC!

Автомобили, оборудованные ESC, как и все остальные транспортные средства, требуют периодической замены тормозных колодок, амортизаторов и пружин, шин и других изнашиваемых деталей. Очень важно, чтобы заменяемые детали обеспечивали восстановление состояния транспортного средства до заданного автопроизводителем уровня управляемости и безопасности движения. Ведь даже при наличии ESC, тормозной путь и стабильность в повороте по-прежнему зависят от сцепления шин с дорогой, которое во многом зависит от эффективности амортизаторов и пружин. Для компенсации скольжений, пробуксовки и блокировки колёс системы контроля курсовой устойчивости в качестве основной информации используют заранее прописанные алгоритмы, предполагающие исправное состояние подвески. Изношенные или некачественные амортизаторы часто становятся причинами некорректной работы электронных систем помощи водителю, что может приводить к аварийным ситуациям. Вот почему нужно своевременно производить замену амортизаторов на автомобилях с ABS и ESP не реже, чем каждые 70 000 км пробега.

При выборе деталей подвески необходимо удостовериться, что компания-производитель является специалистом в этой области и предлагает качество деталей не ниже оригинальных. Малобюджетные альтернативы, коих достаточно сегодня на рынке зачастую сохраняют лишь внешнюю геометрию оригинальных деталей, но абсолютно не учитывают индивидуальные характеристики. Особенно это касается амортизаторов: именно соответствие усилий отбоя-сжатия заводским настройкам амортизаторов автомобиля и является залогом качественной и безопасной работы самой подвески, плюс обеспечивает долговечность других деталей и систем, например, шин и деталей тормозной системы.

Компания KYB – один из крупнейших в мире поставщиков амортизаторов на конвейеры автопроизводителей. Каждый четвертый автомобиль, выпускаемый в мире, укомплектован амортизаторами KYB.

Огромный опыт и японские инженерные традиции являются залогом безупречной работы подвески автомобиля и всех систем активной безопасности автомобилей с амортизаторами KYB.